| |||
Файзуллин И.
|
|||
![]() |
|||
Файзуллин И.:
1
![]() ![]() ![]() ОБОРОНА КАЗАНИ ОТ ВОЙСК ИВАНА ГРОЗНОГО. АПОФЕОЗ холст, масло, 245х440 / арт. Jij2 Файзуллин И., 2005г. ![]() На картине показаны разные этапы из истории Казанского ханства. Основное событие – взятие Казани войсками Ивана IV Грозного. Событие происходит 2 октября 1552 года. Композиция состоит из двух основных групп. Слева: русские воины во главе с одним из военачальников. Справа: люди из казанского дворца (женщины, старики, дети), одетые в лучшие "преиспещреннейшие" одежды. Вышли навстречу русским воинам "ибо прельстися те на красоту их и живы они будут". Повсюду на картине видны россыпи драгоценностей. "Когда войска русские ворвались в город, он был полон самой драгоценной добычи: злата, серебра, камней драгоценных, кипел соболями и иным великим богатством. Так, что все сбежались в крепость не для бранного боя, а за обильной добычей". Казанцы же тем временем воспользовались этим и, подтянув свои силы, пробовали возобновить бой и стали теснить русских. Русские, побросав добычу, бежали с криками: "Секут! Секут!". Но на помощь им был выслан резерв в 20000 воинов. Казанцы были вынуждены отступить. На среднем плане в центре происходит сражение, охватывающее длительный период взятия Казани: рушатся стены, слышны возгласы и крики, сплелись в схватке воины русские и казанские. Гибнут люди, падают замертво лошади. В небе — образ Ивана Грозного. Он распростер руки над городом. По его приказу происходит уничтожение людей и города. Внизу в центре: царица Сююмбике и ее малолетний сын Утямыш – гирей. Они как бы взирают из московских палат на происходящий в Казани ужас. Будучи малоопытной в управлении государством, она поверила, что московский царь не станет вводить войска в Казань в случае пленения ее и сына и возведения на казанский престол его ставленника Шах-али. Она приносит себя и сына в жертву ради спасения государства. Её увозят в так называемый "почетный плен". Решение это с ее стороны можно было бы назвать исключительно мудрым, имей она дело с нормальным цивилизованным противником. Увы! Она обманута. Вопреки своим обещаниям, через год после ее пленения, Иван Грозный завоевывает и уничтожает Казань. Внизу слева — священник, благословляющий русских на бой. Ему противостоит казанский священнослужитель с Кораном в руках (внизу справа). Надо отметить. Что в лицах на картине нет ненависти. Есть усталость. Отрешенность. Горе осознанных потерь. Война всегда чудовищна. Война – всегда горе и для мусульманского народа и для христиан. Таково решение автора. Картина написана на основе глубокого изучения исторических документов и архивных материала. Мысль и творческий замысел художника доносит до нас трагический момент отечественной истории. В подготовке холста к работе художник придерживался традиций мастеров итальянской и испанской живописи, творивших в 15-16 вв., используя такие уникальные в наши дни материалы. как осетровый клей, свинцовые белила. Картина приобретена Министерством Культуры для Государственного Национального Музея Республики Татарстан, где находится в постоянной экспозиции. ![]() |
|||